Слово ПЛАГИАТ — Что такое ПЛАГИАТ?

Альтернативный вариант проверки плагиата контента

Данная процедура подразумевает анализ контента по критерию уникальности. В сущности, у предлагаемых в Интернете программ либо онлайн-сервисов, осуществляющих проверку текста по вышеуказанному критерию, один принцип действия.

Во-первых, происходит разбивка текста на отдельные части, состоящие из нескольких слов. В настройках программ это называется шинглом, который можно самостоятельно увеличивать либо уменьшать. Далее данные куски текста направляются в различные поисковые системы, в частности, в Google, Rambler, Qip, Yandex, Bing, Nigma, Yahoo и т. д.

, в виде определенных запросов, например «проверить на плагиат». Затем приходит ответ о найденном или ненайденном совпадении. Информация может быть представлена в процентном отношении по каждому сайту. Таким образом, если присутствовал плагиат, то программы или онлайн-сервисы обязательно покажут это. Они все являются своего рода индикаторами заимствований.

1. Нельзя применять чужой контент без соответствующего согласия правообладателя. Чаще всего связаться с автором можно посредством того же Интернета. Обязательно стоит уточнить условия заимствования соответствующих материалов. Как правило, они достаточно простые.

2. Требуется уточнить количество правообладателей данного материала. К примеру, им может выступать как человек, написавший текст, так и издатель.

3. Обязательно стоит указывать первоисточник в виде ссылки на страницу с заимствованным материалом либо имени настоящего автора, которое может располагаться в конце статьи.

Следует руководствоваться вышеуказанными правилами при использовании чужих мыслей, но все же лучше создать уникальный контент и обязательно его проверить на плагиат.

Стоит еще раз напомнить о том, что такое плагиат. В целом данным понятием можно охарактеризовать кражу интеллектуальной собственности. Поскольку заимствование выступает чьей-то идеей, выраженной в такой же форме, как в первоисточнике, проверка текста на плагиат подразумевает поиск того же контента в иных работах и авторских статьях.

Самое главное для автора — это изложение схожей мысли, но в ином аспекте. А все же наилучшим вариантом выступает привнесение в рассматриваемые вопросы своих собственных идей. Помимо этого, редактируя исходный материал, автор всегда меняет текст и вкладывает свое сугубо индивидуальное понимание исходного замысла, которое может быть ошибочным либо, наоборот, более точным.

Как уже было отмечено ранее, можно проверить текст на уникальность посредством либо автоматизированных сервисов, либо бесплатных программ.

1. Double Content Finder — простота и доступность, но нет демонстрации процентного соотношения и цветового выделения плагиата.

2. Advego Plagiatus — программа очень востребованная ввиду отличного цветового акцента на заимствованных моментах, показа их источников и доли в общем объеме текста. Она довольно часто совершенствуется. Важным моментом является тот факт, что программа бесплатная.

3. «Etxt Антиплагиат» — часто используется в связи с множеством функциональных возможностей. Демонстрирует и источники плагиата, и его процент в общем объеме контента. Есть цветовое подсвечивание совпавших фраз. Она также бесплатная.

4. «Плагиата НЕТ» — хорошая программа, которая не только функционально приближена к ранее указанным, но и отличается рядом преимуществ, таких как одновременная проверка нескольких страниц либо сайтов, работа с большим числом синонимов, файлами Word и RTF. Абсолютно бесплатная.

В Интернете можно найти сведения о результатах тестирования антиплагиатов по критерию устойчивости к вышерассмотренным методам обхода данных программ. По итогам анализа их работы выделяются два лидера, в частности, «Плагиата НЕТ» и «Etxt Антиплагиат». Какую выбрать из них, решать исключительно самим пользователям.

Если требуется проверить сайт либо группу ссылок, то лучше всего подойдет программа «Плагиата НЕТ», так как она осуществляет анализ на наличие совпадений прямо из редактора.

История термина

В нынешнем значении в европейских языках слово «плагиат» стали употреблять в XVII веке.[2] В римском правеplagium (букв. похищение) обозначалась преступная продажа в рабство свободного человека, которое наказывалось бичеванием (ad plagas).[2] В этом значении оно упоминается в романе «Человек, который смеется» по отношению к краже ребёнка. Первоначально кража литературной собственности получила название plagium litterarium[3], ср. также лат. plagiator — «литературный вор».

Русское слово «плагиат» происходит от фр. plagiat — «плагиат, подражание».

Что грозит нарушителям?

Что такое плагиат, уже было рассмотрено ранее, но не лишним будет дополнить это определение еще парой моментов. Данное понятие обозначает не столько заимствование какой-либо идеи, сколько ее полное дословное дублирование, то есть с присущими истинному автору индивидуальными особенностями подачи текста.

Безусловно, плагиат является преступлением, которое ведет к уголовной ответственности. Однако отследить данное нарушение в рамках обширной виртуальной сети очень непросто ввиду неразвитости технологий слежения за нарушителями и выявления фактов кражи интеллектуальной собственности.

Какие средства предлагает Интернет для проверки материала на уникальность?

Принятие законов об охране авторского права превратило проблему плагиата из чисто искусствоведческой в юридическую и коммерческую. В настоящее время практически во всех государствах действуют законы, запрещающие присвоение авторских прав. Нарушение этих законов может приводить к серьёзным санкциям, вплоть до тюремного заключения.

С одной стороны, законодательная защита авторских прав на результаты творчества позволила отстаивать интересы авторов произведений, пострадавших от плагиата. С другой, как и любые правовые ограничения, законодательство об охране авторских прав может быть применено как средство некорректной конкуренции.

Вышеупомянутая расплывчатость понятия плагиата приводит к тому, что суды, рассматривая дела о плагиате, за исключением совершенно очевидных случаев, не могут самостоятельно принимать решения о наличии в том или ином произведении плагиата. Признание произведения плагиатом производится на основании заключения экспертов, которые далеко не всегда беспристрастны.

Так, при рассмотрении спора о плагиате между отдельным автором и крупным издательством у одиночки практически нет шансов: богатое издательство всегда может нанять команду экспертов, которые будут утверждать, что плагиат имеется или, наоборот, отсутствует, в зависимости от того, кто кого в нём обвиняет.

Наиболее свежий пример судебного разбирательства о плагиате — Нарушение авторских прав писательницы Чжуан Юй писателем Го Цзинмином в Китае.

В юридической практике есть и такое понятие, как непреднамеренный (подсознательный) плагиат. В таком плагиате был признан виновным Джордж Харрисон, который случайно использовал в песне «My Sweet Lord» мелодию, совпадающую с песней группы The Chiffons — «He’s So Fine»[9] и вынужден был выкупить на неё права[10].

18 ноября 2005 г. бельгийский суд постановил, что основная тема песни Мадонны Frozen была украдена из песни «Ma vie fout le camp» (англ. «My Life’s Getting Nowhere»), сочинённой Сальваторе Акавивой (Salvatore Acquaviva). Суд обязал отчислять деньги с продаж дисков и запретил дальнейшее проигрывания песни на бельгийском телевидении и радио.

Наиболее свежим примером судебного разбирательства о плагиате является Нарушение авторских прав писательницы Чжуан Юй писателем Го Цзинмином в Китае.

Выявление плагиата

Анализ плагиата или выявление плагиата — это компьютерные методы выявления плагиата.

Плагиат с появлением Интернета превратился в серьёзную проблему. Попав в Интернет, знание становится достоянием всех, соблюдать авторское право становится всё труднее, а иногда даже и невозможно[5]. Постепенно становится сложнее идентифицировать первоначального автора.

Стремительное развитие сети Интернет наряду с увеличивающейся компьютерной грамотностью способствует проникновению плагиата в различные сферы человеческой деятельности: плагиат — острая проблема в образовании, промышленности и научном сообществе[6].

В настоящее время существует достаточно большое количество сервисов и программ, позволяющих каким-либо образом выявить плагиат. Существует также ряд компьютерных методов обнаружения плагиата.

Примеры употребления слова плагиат

29 мая 2013 Плагиат карьере не помеха Тема научных степеней в России получила развитие.

Слово ПЛАГИАТ - Что такое ПЛАГИАТ?

На сегодняшний день 180 российских вузов проверяют студенческие работы на плагиат.

Вадим Лисица заявил, что прослушав обе композиции, можно смело заключить, что это чистый плагиат.

В Англии никто не подумал бы критиковать за плагиат минобразования.

Дело в том, что многие увидели в нем точную копию клипа Шакиры, а плагиат, как известно, не поощряется.

Как выяснилось, это неспроста, и украинский телепроект не плагиат, а легальный клон российского.

Согласно международным стандартам, плагиатом признаются семь повторяющихся нот, идущих поочередно. В этой сфере заимствование существует и в текстовом формате. Это могут быть переводы песен (так называемая иностранная адаптация), к примеру, с английского на русский, где заимствование происходит практически по абзацам, что также рассматривается как музыкальный плагиат.

Он может быть представлен как полностью дублированными отрывками песен или музыки, так и схожими по звучанию мелодиями. Если начать разбираться, то выяснится, что повсюду сплошной плагиат, примеры которого представлены ниже.

Очень много плагиата у группы «Дискотека Авария», в частности в песне «Диско суперстар» взят отрывок мелодии из зарубежного первоисточника Solid Base «Ticket To Fly», где эта часть представлена женским вокалом. Также в «Заколебал ты» был заимствован барабанный луп из Cypress Hill «Insane in the Brain». Песня под названием «На острие атаки» включает мелодию, сыгранную на гитаре, которая очень похожа на первоисточник в Weezer «Island In The Sun».

Плагиаты песен группы «Вирус» также не уступают ранее представленным по количеству. В одноименной песне заимствован микс из музыкальных композиций Mellow Trax «Outa Space» и «Bass Kick». Творческий продукт данной группы, именуемый «Все пройдет», полностью идентичен Paul van Dyk «Words». Дублирован также хит «Ручки» с иностранного оригинала Venga Boys «Boom, Boom, Boom». И еще не один раз встречается плагиат в музыке российских исполнителей.

Научный плагиат — диссертация А. Андриянова — далеко не единственный подобный пример. Очень большой процент работ в сфере педагогики проходит защиту именно так. Это доказывает как вопиющую бесцеремонность чиновников, так и прогрессирующую несостоятельность современной российской науки. Историческая научная деятельность не может выступать в роли хобби, по крайней мере, когда речь заходит о серьезном исследовании.

Лингвистический аспект

Плагиат (речевое воровство) — одна из единиц изучения юрислингвистики. В «Финансовом словаре» указано, что плагиат признается независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет, а также то, что потерпевший от плагиата автор может прибегнуть к гражданско-правовым мерам защиты нарушенного права авторства, в том числе требовать возмещения убытков.

Плагиат по законодательству РФ влечет уголовную ответственность[уточнить]. А именно, По законодательству Российской Федерации плагиат влечет за собой наступление уголовной ответственности в виде штрафа, обязательных работ или ареста виновного лица (ч. 1 статья 146 УК РФ). Кроме того, предусмотрены гражданско-правовые методы защиты авторского права от плагиата в виде права автора требовать возмещения убытков или выплаты компенсации (статьи 1252, 1301 ГК РФ).

Таким образом, необходимы чёткие критерии для того, чтобы определить, что является плагиатом, а что нет.

Т. И. Стексова посвятила данному вопросу статью «Дело о плагиате: опыт лингвистической экспертизы», опубликованную в сборнике «Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка». Автор отмечает, что в ходе лингвистической экспертизы проблему определения индивидуального авторства решали в основном, квалифицируя половую принадлежность автора. Т. И.

Стексова предложила другой способ установления авторства того или иного текста: анализ модусных компонентов речевого произведения, которые чётко выявляют индивидуальные особенности конкретных языковых личностей, их языковые предпочтения. Модусная информация, содержащаяся в тексте, отражает манеру и способы изложения мыслей автора, которые характеризуют его произведения и которые нельзя изменить без целенаправленных действий, например авторского редактирования.[7]

Т. И. Стексова определяет:[7]

  • Личностное (субъективное) отношение автора к тому, о чём он говорит, а также к тому, как выстроены его высказывания.
  • Используются ли автором отсылки на неопределённых авторов и на неконкретные источники или указываются точные источники используемой информации.
  • Личными или безличными конструкциями оформлена позиция автора.
  • Степень категоричности (например, использование автором слов со значением долженствования).
  • Особенности в использовании слов с оценочным значением.
  • Стиль изложения (констатирующий, полемически-рассуждающий и т. д.).
  • Характерно ли для автора использование вопросительных конструкций, что ведёт к диалогизации монологического текста, или нет.

Плагиат (речевое воровство) — одна из единиц изучения юрислингвистики. В «Финансовом словаре» указано, что плагиат признается независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет. Плагиат по законодательству РФ влечет уголовную ответственность в виде штрафа, обязательных работ или ареста виновного лица (ч.

1 статья 146 УК РФ). Кроме того, предусмотрены гражданско-правовые методы защиты авторского права от плагиата в виде права автора требовать возмещения убытков или выплаты компенсации (статьи 1252, 1301 ГК РФ). Только заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения, не считается плагиатом.

Таким образом, необходимы чёткие критерии для того, чтобы определить, что плагиат, а что нет.

  • Личностное (субъективное) отношение автора к тому, о чём он говорит, а также к тому, как выстроены его высказывания.
  • Используются ли автором отсылки на неопределённых авторов и на неконкретные источники или указываются точные источники используемой информации.
  • Личными или безличными конструкциями оформлена позиция автора.
  • Степень категоричности (например, использование автором слов со значением долженствования).
  • Особенности в использовании слов с оценочным значением.
  • Стиль изложения (констатирующий, полемически-рассуждающий и т. д.).
  • Характерно ли для автора использование вопросительных конструкций, что ведёт к диалогизации монологического текста, или нет.

Отношение к плагиату в разное время

Взгляды на плагиат и на то, в какой мере позволительно использование чужих произведений, менялись со временем. То, что прежде считалось вполне допустимым, в настоящее время нередко может быть признано плагиатом.

Логотип Викисловаря

В древний мире заимствования чужих текстов имели широкое хождение. Сочинениями своих предшественников свободно пользовались историки и географы, включая таких известных людей, как Геродот (делавший заимствования из Гекатея), Диодор Сицилийский, Плутарх. Вергилий в своём знаменитом произведении «Sic vos non vobis» жёстко осуждал плагиат, хотя позволял самому себе подобное, например, позаимствовав множество отдельных стихов у Энния и Лукреция, о чём писал Амвросий Феодосий Макробий в 6-й книге «Сатурналий». А александрийскому философу Латину приписывают два исследования о плагиате у Софокла и Меандра[2].

Открытие древней литературы в эпоху Возрождения вызвало многочисленные попытки присвоить себе произведения классиков. Бруни д’Ареццо опубликовал в 1444 году под своим именем «Историю готов» Прокопия; Перотти выдал себя за автора басен Федра; венецианец Альционо уничтожил манускрипт трактата Цицерона «De gloria», поместив лучшие места из него в своих сочинениях;

В XVII веке во Франции были даже своеобразные теоретики плагиата, такие как Ла Мот Ле Вайе, заявлявший, что «заимствовать у древних — всё равно, что сделать морской набег, но обирать современников — всё равно, что разбойничать на большой дороге», и Ришесурс, который в своей оригинальной «Академии ораторов» и в руководстве «Masque des orateurs ou Manière de déguiser toutes sortes de compositions, lettres, sermons etc.

«Я беру своё добро всюду, где его нахожу» (фр. «Je prends mon bien où je le trouve»). Несколько ранее Шекспир о сцене, целиком взятой им у другого, заметил: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет». Известно, что Шекспир брал у других не только сцены, но и множество отдельных стихов[2].

В XVIII веке патер Барр выдал отрывок в 200 страниц из «Истории Карла XII» Вольтера за часть своей «Histoire d’Allemagne». Вольтер позволял себе делать мелкие заимствования. В плагиате обвиняли Жан-Жака Руссо, но сходство между его «Contrat social» и книгой Ульриха Губерта «De jure civitatis» не идёт далее совпадения некоторых мыслей.

В 1812 году был обнаружен один из самых бессовестных плагиатов, когда изданный известным ориенталистом Лангле под видом собственной работы перевод «Voyage d’Abdoul Rizzak» в действительности оказался отрывком из старого перевода сочинения того же Абдул-Риззака. Лангле уничтожил тетрадь с текстом настоящего переводчика Галлана, не зная о том, что существует её копия[2].

В XIX—XX веках обвинения в плагиате не раз звучали в адрес выдающихся писателей; не избежали их Мюссе, Золя, Доде[2]. В 1891 году вышла целая книга, обличающая в плагиате Лессинга[2][8]. Более основательны были обвинения в плагиате, направленные против Эдмонда Абу, Сарду и особенно Дюма-отца, который заимствовал громадные отрывки не только у неизвестных писателей, но и у Шиллера, Вальтера Скотта, Шатобриана[2].

М. А. Шолохова подозревали в том, что «Тихий Дон», по крайней мере, частично, был написан другим автором (назывались имена Фёдора Крюкова, В. А. Краснушкина, Ив. Родионова и других).

В древний мире заимствования чужих текстов имели широкое хождение. Сочинениями своих предшественников свободно пользовались историки и географы, включая таких известных людей, как Геродот (делавший заимствования из Гекатея), Диодор Сицилийский, Плутарх. Вергилий в своём знаменитом произведении «Sic vos non vobis» жёстко осуждал плагиат, хотя позволял самому себе подобное, например, позаимствовав множество отдельных стихов у Энния и Лукреция, о чём писал Макробий в 6-й книге «Сатурналий». А александрийскому философу Латину приписывают два исследования о плагиате у Софокла и Меандра[2].

В XIX—XX веках обвинения в плагиате не раз звучали в адрес выдающихся писателей; не избежали их Мюссе, Золя, Доде[2]. В 1891 году вышла целая книга, обличающая в плагиате Лессинга[2][8]. Более основательны были обвинения в плагиате, направленные против Эдмонда Абу, Сарду и особенно Дюма-отца, который заимствовал громадные отрывки не только у неизвестных писателей, но и у Шиллера, Вальтера Скотта, Шатобриана[2].

М. А. Шолохова подозревали в том, что «Тихий Дон», по крайней мере, частично, был написан другим автором (назывались имена Фёдора Крюкова, В. А. Краснушкина, Ив. Родионова и других).

Нашумевшая статья. Плагиат концентрируется в сфере педагогических наук

Минобрнауки выступило инициатором проверки Московского педагогического государственного университета. Это связано с историей, которая касается Андрея Андриянова — директора физико-математической школы имени Колмогорова при МГУ. Он защитил научную работу в вышеуказанном ВУЗе. Выпускники СУНЦ МГУ заявили, что их новоиспеченный директор, а именно Андриянов, осуществил фальсификацию данных о публикациях, которые являются необходимым условием для защиты.

В результате выявленного плагиата диссертаций был уволен заведующий кафедрой истории МГПУ Александр Данилов, выступивший в качестве председателя диссертационного совета ВУЗа.

Директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина высказала свое мнение относительно данного случая, суть которого заключается в том, что в России приблизительно 20% всех диссертаций могут являться плагиатом.

Комиссия Минобрнауки осуществила проверку 6 кандидатских и 19 докторских диссертаций, которые прошли защиту в МПГУ. По итогам данной процедуры был выявлен факт того, что из 25 авторефератов в 24 были обнаружены несуществующие публикации в списках статей. В семи диссертациях плагиат составил до 87%.

Плагиат в научно-популярной литературе

на русском языке
  • Чернявская В.Е. Плагиат как социокультурный феномен // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2011. №3. С. 26-31.
  • Чернявская В.Е. Научный дискурс: Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. М.: УРСС, 2017. 978-5-ISBN 9710-4395-9.

Другие интересные материалы по теме