Обязательно ли нужен техосмотр при ДТП?

Суть техосмотра машины

Техосмотр – это проверка состояния машины и сравнение с нормами безопасности, которые предъявляются к ТС. Есть определенная периодичность проведения диагностики, в зависимости от предназначения машины. Конкретнее:

  • Каждые 6 месяцев проверять состояние ТС нужно – такси, автобусам, грузовым машинам, любым ТС, используемым для перевозки пассажиров в количестве до 8 человек без учета водителя. Также подобное требование выдвигается для спецтехники и автомобилей, которые перевозят опасные грузы.
  • Каждый год необходимо проходить ТО машинам, срок выпуска которых более 7 лет, легковым автомобилям, ТС, вес которых не более 3500 тонн. Также к этой группе относятся автомобили, имеющие спец сигналы, те, которые используются для обучения вождению.
  • 1 раз в 2 года стоит посетить станцию техобслуживания владельцам машин, с момента выпуска которых прошло 3-7 лет, но при условии, что они не относятся к первой категории ТС.

Саму процедуру техосмотра можно пройти в любом аккредитованном пункте, причем место регистрации машины не имеет значения, так же как и место жительства владельца. Для диагностического осмотра требуются такие документы:

  1. Паспорт.
  2. Данные о регистрации транспортного средства.

На любой станции техобслуживания в проведении диагностики могут отказать в случае, если нет всех необходимых документов. В тех ситуациях, когда данные в предложенных документах не соответствуют представленному для техосмотра автомобилю.

Для чего проводится техосмотр?

Технический осмотр транспортного средства представляет собой обязательную процедуру, в ходе которой устанавливается факт исправности автомобиля. По результатам техосмотра выдается диагностическая карта, на основании которой машина получает допуск до дорог общего пользования.

Процедура предполагает выполнение следующих мероприятий:

  • проверка исправности как самого автомобиля, так и отдельных его узлов и деталей;
  • установление, безопасно ли ТС.

В ходе процедуры специалисты станции ТО проверяют:

  • тормозную систему;
  • рулевое управление;
  • осветительные приборы;
  • бортовую электронику;
  • резину;
  • двигатель и другие компоненты.

Другой вопрос, который интересует многих автовладельцев, заключается в следующем: нужна ли диагностическая карта? Этот документ может требоваться только в случаях, когда в очередной раз оформляется полис ОСАГО. Все данные о состоянии автомобиля страховая компания проверяет через единую базу. То есть, при наличие фиктивной диагностической карты полис не выдается.

Важно отметить, что без техосмотра в течение первых трех лет с момента покупки могут обойтись следующие категории транспорта:

  • мотоциклы;
  • полуприцепы и прицепы;
  • легковые автомобили, относящиеся к категории В.

Обязательно ли проходить диагностику?

Многих интересует, нужен ли техосмотр, если есть страховка. На самом деле при отсутствии диагностической карты получить возмещение по ОСАГО после аварии  может не получиться. Этот документ является обязательным при подаче пакета для получения полиса. А отказать в оформлении страховки, даже если срок действия талона техобслуживания заканчивается завтра, не имеют права.

Диагностическая карта должна иметь нормальные сроки действия, если на момент совершения ДТП срок ее действия завершился, то получить новую нужно как можно быстрее. Ведь кроме того, что могут возникнуть проблемы с оплатой возмещения, если нет карты, так еще и штраф придется заплатить в размере 800 рублей за то, что автомобиль ездит без техосмотра. Если такое нарушение обнаружится еще раз, то инспектор имеет полное право изъять ТС и запретить его эксплуатацию.

Предельно внимательно к обязательному техосмотру нужно отнестись водителям, которым нужно проходить ТО каждые полгода. Ведь в том случае, если диагностическая карта будет просрочена, страховая компания имеет полное право выставить регресс виновнику. То есть запросить возмещение всех затрат, связанных с аварией.

Страховая может отказать в выплате, если талон техосмотра просрочен и при этом после диагностик будет определено, что к аварии привела неисправность машины, например, у нее отказали тормоза. Это значит, что водитель не провел обязательное ТО и тем самым спровоцировал аварию. То есть страхового случая, как такового, нет.

Техосмотр и автострахование

Если ранее свидетельством о прохождении очередного технического осмотра являлся талон, то теперь его заменила диагностическая карта. При этом последняя не входит в перечень документов, которые водитель постоянно должен иметь при себе. В ходе проверки автомобиля, осуществляемой инспектором ГИБДД, подтвердить факт прохождения ТО может действующий страховой полис.

Однако в случае со страховкой ситуация несколько иная. То есть, диагностическая карта может быть действительной даже в том случае, если полис ОСАГО оказался просроченным.

Ранее продление страховки было возможным, если следующее ТО необходимо пройти через 6 и более месяцев. Сейчас это требование исключено из законодательства. Иными словами, автовладелец имеет право обратиться за продлением ОСАГО в последний день действия диагностической карты.

Отсутствие действующей карты при аварии

Диагностическая карта стала необходимой с 2012 года, когда прошла реформа техосмотра, в связи с чем от талона техосмотра решили отказаться.

В связи с этим ГИБДД перестала оказывать услуги, связанные с техосмотром в своих технических центрах и передали эту функцию в руки сервисных центров, которые должны получить соответствующее разрешение на деятельность.

Как следствие, водители стали более свободны в выборе организации, которые проводят техосмотр, но вместе с тем менее защищены от разного рода подделок, которые распространяются под видом настоящего документа.

И одним из самых частых вопросов от водителей является то, нужна ли диагностическая карта при оформлении ДТП в 2018 году.

Общие сведения

Диагностическая карта представляет собой распечатку на листе формата А4, в которой есть таблица. В ней указываются характеристики всех узлов транспорта, а также их текущее состояние.

После 65 пунктов, перечисляемых экспертом техцентра, он формирует вывод, в котором говорит о том, можно или нельзя допускать автомобиль для поездки по дорогам общего пользования. Если вердикт выносится отрицательный, то также пишется, что необходимо исправить.

Несмотря на то, что диагностическая карта не пригодится человеку в процессе движения, она крайне важна, поскольку необходима для покупки страхового полиса.

Этот документ может доказать, что машина была исправной, если вдруг она попадет в ДТП и будут споры по поводу виновного лица.

ПроАвтоправо - ваш навигатор по юридическим вопросам об авто

Но в принципе она не должна находиться у водителя в процессе повседневного вождения, поскольку диагностической карты нет в перечне обязательных документов для наличия у водителя, и соответствующее требование инспектора будет попросту неправомерным, что конечно отличает карту и талон.

Основные понятия

Чтобы разобраться в вопросе диагностической карты и необходимости ее наличия, следует определиться со значением основных терминов, которые используются в сфере техосмотров.

Только так водитель может считать себя грамотным и оперативно реагировать на все изменения сферы.

Термин Значения
Диагностическая карта Документ, который содержит в себе результаты исследований автомобиля и его технической части, а также вердикт касательно возможности эксплуатировать его в условиях дорог. Диагностическая карта необходима для засвидетельствования нормального состояния транспорта и официального допуска к использованию
ДТП Дорожно-транспортное происшествие — дорожная ситуация которая связана со столкновением автомобиля с пешеходом, другой машиной или объектом инфраструктуры. Характерно, что дорожно-транспортное происшествие характеризуется повреждениями, которые были получены при движении автомобиля, то есть происшествия, произошедшие со стоящим автомобилем, ДТП не считаются и расследуются обычной полицией
Страховой полис Документ, который предусматривает установление выплаты для владельца автомобиля в разных ситуациях, если имуществу был нанесен ущерб. Сумма выплат формируется из средств, уплачиваемых в рамках регулярных взносов самим автомобилистом, а для страховых выплат обязательно необходимо, чтобы произошла ситуация, указанная в договоре

Ее предназначение

Диагностическая карта нужна для того, чтобы оценить техническое состояние автомобиля и определить, может ли он безопасно эксплуатироваться на дорогах общего пользования.

Без диагностической карты не получится оформить страховку, которая является обязательной.

Ведь без полиса человека не пустят за руль, и если будет обнаружено, что он управляет транспортом без наличия страховки, то ему будет выписан штраф, который равняется нескольким тысячам рублей.

А вот когда речь идет об обычном пользовании автомобилем на дорогах, то диагностический лист не пригодится водителю, поскольку инспектор не имеет права его просить предъявить.

Поэтому если человек содержит автомобиль в порядке и он не имеет видимых повреждений, которые могут заинтересовать инспекторов ГИБДД, то на дороге он может чувствовать себя в полной безопасности и не переживать о штрафах.

Диагностическая карта, ее использование и нюансы этого процесса, изложены в законе РФ “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, под номером 170-ФЗ.

Также в этом законе находятся правила использования диагностической карты, которые должны соблюдаться неукоснительно.

Ко всему прочему, этот нормативно-правовой акт уточняет моменты, при которых наличие диагностической карты требуется в обязательном порядке и без нее не получится, к примеру, получить страховой полис.

А вот касательно того, должен ли водитель возить документ о диагностике с собой, можно сказать, что этого он делать не обязан.

Ведь согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения, автомобилист должен иметь с собой и предъявлять инспекторам ГИБДД при просьбе всего три документа — водительские права, полис страхования и свидетельство, подтверждающее регистрацию транспортного средства.

Обязательно ли нужен техосмотр при ДТП?

Поэтому, если просьба заключается в передаче диагностического листа, то можно основываться на этом положении правил и отказываться передавать документ.

Чтобы разбираться в том, что такое диагностическая карта, и в каких ситуациях она точно потребуется, необходимо рассмотреть нюансы этого явления.

Прежде всего следует определить, какой транспорт и как часто должен проходить техосмотр, что делать, если диагностической карты нет или при просроченном документе такого рода произошла авария.

Кроме того, следует рассмотреть, будут ли выплаты по страховке, если вдруг диагностическая карта была просрочена, или это будет официальным и законным поводом отказать в выплате.

Учитывая, что касательно технического обследования автомобиля есть определенные рекомендации к тому, как часто должен проходить технический осмотр.

Следует помнить, что если человек только купил машину, то он может не проводить для нее ТО на протяжении первых трех лет, но потом его нужно будет пройти в полном объеме.

Обязательно ли нужен техосмотр при ДТП?

Ведь механизмы неиспользованного транспортного средства минимально подвергаются поломкам, а значит власти никак не рискуют, позволяя выходить ему на дорогу без полного обследования технического состояния и всех узов транспорта.

Возрастом 3-7 лет Каждые два года
От семи лет Ежегодно
Автомобили, применяемые для перевозок пассажиров с количеством мест более 8-ми и грузовики, перевозящие опасные грузы Раз в полгода

Также ежегодно должны проходить процедуру техосмотра автомобили, которые оборудованы спецсигналами.

Это даст гарантию того, что в экстренной ситуации они смогут вызвать подкрепление и возможно, что из-за этого удастся спасти чьи-то жизни.

Если водитель попал в аварию, то многие говорят, что у него должна быть при себе не только страховка, но и диагностическая карта.

На самом деле это не так, и самого документа у водителя при этом может и не быть. Ведь его он уже предоставлял в страховой компании при заключении договора.

Сотрудник компании оформляет страховку на основании действующего ТО, после чего при наступлении страхового случая действительность ТО просто проверяется по единой базе ЕАИСТО, доступ к которой есть у любой страховой компании.

Поэтому водителю можно не переживать о том, чтобы иметь с собой диагностическую карту даже при аварии, поскольку это не обязательное условие.

В любом случае, проверка ведется по страховому полису, и если ТО просрочено, то страховку даже могут не выплатить, поскольку автомобиль был заведомо неисправен, а в некоторых случаях водителей с просроченным или отсутствующим техосмотром и вовсе признают виновными, что конечно усложняет процесс получения страховки.

Проводить технический осмотр нужно абсолютно для всех транспортных средств, среди которых:

  • мотоциклы и прочая мототехника;
  • прицепы и полуприцепы;
  • грузовые автомобили;
  • транспорт, предназначенный для пассажирских перевозок;
  • легковые автомобили;
  • машины, которые выполняют транспортировку опасных грузов.

Сроки примерно одинаковы, но процесс обследования отличается механизмом проведения и стоимостью процедуры. Но документ выдается один, и даже содержит одну и ту же информацию.

Правда есть один нюанс, который указывает, что можно не вносить ту информацию, которая не предусмотрена в техническом плане.

К примеру, если некоторых узлов нет в автомобиле, если они не были предусмотрены в нем конструктивно.

Законом установлено, что водитель не должен возить с собой диагностическую карту, поэтому в обычной ситуации это не будет даже поводом для штрафа.

К слову, даже при аварии выписать штраф за отсутствие диагностической карты не смогут, и если она есть в базе, то никаких проблем быть не может, а если она просрочена или полис был куплен вообще без нее, тогда максимум, что смогут сделать — не выплачивать страховую сумму, сославшись на законодательство страны.

А вот если у водителя нет страховки, вне зависимости от того, не получалась ли она вообще, была забыта дома или просрочена, в любом случае будет выписан штраф максимум на 800 рублей.

Если ДТП случилось с просроченной диагностической картой, то следует понять, стала ли она просроченной уже после приобретения полиса или так было и до этого.

При этом водитель должен понимать, может ли страховщик предъявить владельцу автомобиля регрессный иск, то есть потребовать возмещения средств, которые были выплачены компанией в качестве страховой суммы.

Но в целом за аварию с просроченным документом не будет особых проблем, если конечно будут соблюдены определенные условия.

: нужен ли в России техосмотр автомобилей

Выплаты по ОСАГО

Выплаты по ОСАГО будут осуществляться как и нужно, даже если у водителя будет просрочена диагностическая карта, но так делается в большинстве случаев.

Регрессный иск могут предъявить только тогда, когда ТО не было пройдено транспортом, нуждающемся в особом контроле, то есть это автомобили, предназначенные для перевозки людей, которыми являются такси и маршрутный транспорт.

Ведь в законе указано, что просроченная диагностическая карта не может быть причиной для требования возмещения страховых выплат для тех автомобилей, которые проходят ТО по обычному графику.

Особенности ДТП

Неприятность на дороге может произойти с каждым. Плохое покрытие, некачественное освещение, человеческий фактор — этому невозможно противостоять, что влияет и на поведение водителя. Попав в неприятную ситуацию, стоит быть во всеоружии, хотя бы в отношении документов. Автовладельцы не всегда берут с собой весь пакет бумаг, соответственно, не всегда знают, что делать, если при ДТП нет диагностической карты с собой.

Если обнаружится, что автомобиль при ДТП без техосмотра, но с ОСАГО, то водитель избежит штрафа. Но если у водителя в момент аварии нет диагностической карты или она недействительна, последствия могут быть серьезными.

По правилам ОСАГО диагностическая карта при ДТП должна быть действительной. Период действия карты зависит от возраста автомобиля. Так, если машине более 7 лет, то карта обновляется ежегодно, а для авто, которому от трех до семи лет, документ делается на два года. На новый автомобиль, который был выпущен после 2014 года с 1 января 2019 года карту необходимо оформлять в обязательном порядке.

Если возраст прицепа, полуприцепа и мотоцикла до трех лет — нет необходимости заполнять карту техосмотра. Транспорт, осуществляющий коммерческие пассажирские перевозки, обязан проходить осмотр каждые полгода. Грузовые автомобили с массой более 3,5 т производят диагностику каждый год. Если срок действия диагностической карты окончился, выплаты компенсации от страховой не будет.

Более того, если владельцы легковых, пассажирских, а также автомобилей, предназначенных для перевозки опасных грузов, стали виновниками ДТП после истечения срока действия талона техосмотра, страховая возмещает материальные затраты потерпевшему. В противном случае она может выдвинуть регрессное требование с целью взыскать с виновника выплаченную пострадавшему сумму согласно закону РФ об ОСАГО.

В случае аварии, для получения страховой выплаты страхователь имеет право потребовать предъявить ему карту техосмотра для подтверждения исправной работы машины. Отсутствие диагностической карты при ДТП не проблема, поскольку она необязательна. Но могут возникнуть трудности с выплатой компенсации страховым агентством.

В случае отсутствия карты возмещение ущерба ляжет на плечи автовладельца. Его могут даже признать виновником аварии, поскольку отсутствует документальное подтверждение исправности автотранспорта. Если у виновника ДТП нет страховки, стоит вызывать полицию. Далее последует оформление ДТП и судебная тяжба по выявлению виновного и возмещению ущерба.

Другие интересные материалы по теме