В чм особенности психологии успешного руководителя

2. Основные понятия и категории педагогики

Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке. Она изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях со- циально-экономическогоинаучно-техническогоразвития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Педагогика как и другие науки имеет свой предмет и объект. Предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей процесса формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специального организованного педагогического процесса.

Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних, она практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества. Прогрессивное развитие человечества стало возможным лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам.

Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании – в целенаправленной передаче им опыта человечества.

Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделилось в особую общественную функцию, т. е. возникли специальные воспитательные учреждения, появились лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей (поздний период рабовладельческого строя). Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний в начале XVIII века.

Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, фор-

Педагогика как наука использует свои понятия — основные единицы мыслительной деятельности. Их достаточно много, весь понятийнотерминологический аппарат педагогики включает более тысячи понятий, с которыми можно познакомиться в специальных толковых словарях (например, «Краткий педагогический словарь пропагандиста» под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова, М.: Политиздат, 1988).

Особенности поведения руководителей

  1. Эти люди обладают богатым опытом, который нередко их выручает. Они умеют использовать имеющиеся знания из одной области, применяя их для разрешения сложившейся проблемы в другой области.
  2. Способность к решению нескольких проблем сразу. При этом от исполнителя требуется умение гибко мыслить, и легко переключаются с одного на другое.
  3. Устойчивость в ситуации неоднозначности. Даже при недостатке информации руководитель сохраняет самообладание и предпочитает действовать, нежели занимать пассивную позицию.
  4.  Понимание. Они могут молниеносно оценить происходящее, выделить главное, вскрыть корень проблемы, а не размениваться на второстепенные компоненты.
  5. Стремление к лидерству. В коллективе, даже новом для них, они стараются занять главенствующее положение.
  6. Настойчивость. Такие люди готовы придерживаться своего мнения, намеченной линии поведения, даже если она не находит одобрения у окружающих. Следовательно, они не подстраиваются под людей, а, напротив, стараются их подчинить себе.
  7. Сотрудничество. Они налаживают эффективное взаимодействие членов своей группы, стараются подавить возникающую агрессию, конфликты. Их задача состоит в том, чтобы коллектив действовал как единый организм.
  8. Инициативность. Эти индивидуальности очень активны и деятельностны.
  9. Харизма. Они интересны, к ним тянутся, многие хотят им подражать. Общаясь с таким человеком, люди словно, энергетически подпитываются. Подобная личность умеет заряжать собственными идеями, мотивировать на реализацию различных задач и так далее.
  10. Умение и готовность передавать свой опыт. Хороший руководитель не пытается утаить от своей команды секретов успешной работы. Он с радостью делится со своими подчиненными техниками и стратегиями эффективного разрешения проблем и выполнения поставленных задач. Он старается, чтобы они росли в профессиональном плане, раскрывали свой потенциал, повышая тем самым общий уровень компании.
  11.  Руководители воспринимают себя в качестве части компании. Они искренне переживают за благосостояние компании, расстраиваются, если ее постигают неудачи. Такие личности, пытаются привнести что-то свое в ход развития организации, надеясь, что это поможет ее совершенствованию.
  12. Стрессоустойчивость. Они не теряются в сложных, неоднозначных, динамически развивающихся ситуациях. Сохраняют самообладание, спокойствие и трезвость при принятии решений.

Характеристики руководителя

Итак, хороший руководитель должен быть:

  • управленцем, умело пользующимся имеющимися полномочиями;
  • лидером, способным увлекать за собой;
  • дипломатом, грамотно выстраивающим взаимоотношения с партнерами, коллегами и подчиненными;
  • инноватором, способным, правильно использовать современные веяния и течения;
  • наставником, помогающим справиться со сложными, запутанными ситуациями;
  • мудрой личностью с неординарными способностями, сильной волей, решительностью, рассудительностью и так далее.

От избранного руководителем стиля работы с подчиненными, безусловно, будет зависеть успешность работы всей команды. Скажем, благоприятная обстановка повышает качество и результативность группы. Как правило, те начальники, что сумели выстроить прочные, здоровые отношения в своем коллективе добиваются большего успеха. Какие правила помогут руководителю наладить эффективный рабочий процесс и хорошие отношения со своей командой? Перечислим некоторые.

1.Дидактика как теория образования и обучения

Теоретическими и прикладными проблемами образования и обучения занимается дидактика, которая является одним из важнейших и наиболее разработанных разделов педагогики. Это относительно самостоятельная наука, которая изучает общие закономерности обучения, его принципы и организационные формы.

Термин «дидактика» заимствован из греческого языка (“didaktikas”- означает «поучающий»). Впервые он был введен в научный оборот немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571 — 1635), который назвал свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Под дидактикой он понимал научную дисциплину, занимающуюся изучением теории обучения.

Значительный вклад в развитие и разработку дидактики внес швейцарский педагог-демократИ.Г.Песталоцци (1746 – 1827) и выдающийся русский педагог – демократК.Д.Ушинский (1824 – 1870). Так, К. Ушинский в своих педагогических трудах, отличающихся глубиной и оригинальностью, рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания.

Он считал, что процесс обучения должен строиться на основе учета возрастных и психологических особенностей развития детей. К.Ушинский выделял такие важнейшие принципы обучения как посильность, последовательность, наглядность, осмысленность, прочность, повторение, системность. Критикуя рутину в проведении уроков и учитывая быструю утомляемость детей, он рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов обучения.

Дидактические идеи К.Ушинского развивали такие его последователи как П. Коптерев, В.Бехтерев, В.Водовозов, Н.Левицкий и др. Они создали методическую систему первоначального обучения, равной которой не было в мировой педагогике.

Процесс обучения – это центральное явление изучаемое дидактикой и составляющее ее предмет. В нем в единый узел связаны «действующие лица» процесса – учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы средства и другие атрибуты учебной деятельности.

Обучение представляет собой искусственно организованную познавательную деятельность, обеспечивающую ускорение индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира.

В чм особенности психологии успешного руководителя

Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является научная теория познания. Процесс познания идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Усваивая знания, обучаемые познают объективный мир. С этой точки зрения усвоение знаний является разновидностью познания. А это значит, что закономерности познания имеют для учебного процесса методологическое значение.

Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и противоречив. Его движущими силами являются противоречия – источники развития и совершенствования, которые могут бытьвнешними ивнутренними. Первые это те, что возникают вне личности, хотя касаются ее развития, вторые, возникающие внутри процесса обучения, связанные с его участниками.

•между постоянно возрастающими требованиями общества к образованию, которые диктуются социально-экономическимпрогрессом, и возможностями процесса обучения в данных условиях. Это противоречие – важнейший источник совершенствования самого учебного процесса, содержания образования, форм и методов обучения;

•между познавательными задачами, которые выдвигаются процессом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного развития обучаемых (между знанием и незнанием).

а) раскрытие значимости знаний как для обучаемого, так и для общества в целом;

б) определение преподавателями познавательного уровня, интеллекта обучаемых;

Правила необходимые для продуктивной работы команды

  1. Обеспечить хорошую, позитивную атмосферу в коллективе позволяет психологическая совместимость всех участников. Между членами группы должны сложиться товарищеские отношения. Важно, чтобы они были готовы выручать и поддерживать друг друга. Задача руководителя будет состоять в том, чтобы межличностные отношения сохранялись на позитивной ноте.
  2. Если удалось создать крепкую, дружную команду, то каждый ее новый член должен четко соответствовать предлагаемой должности, быть способным выполнять тот функционал, который на него возлагается.
  3. В процессе работы руководителю нельзя демонстрировать личное отношение к сотрудникам, проявлять к кому-либо свою благосклонность и антипатию. Он должен ориентироваться в первую очередь на профессиональные качества и способности подчиненного.
  4.  Он должен понимать, что отвечает за деятельность вверенной ему группы, но в силу объективных причин не всегда может выполнять свою работу. Скажем, на случай болезни или отпуска нужно заблаговременно подготовить себе замену.
  5. Члены группы также должны быть взаимозаменяемы. Желательно, чтобы они могли подстраховать друг друга и занять место своего коллеги в случае необходимости. Кроме того, это позволит разнообразить их рабочие будни.
  6. Управленец должен уметь точно рассчитывать свои возможности, силы, прежде чем дать то или иное обещание. Поскольку нарушение ранее данного слова влечет за собой ослабление его авторитета.
  7. Нагрузку стоит распределять равномерно. У сотрудников должны быть определены временные рамки выполнения поставленной задачи. После ее реализации перед ними ставится следующее задание, мотивирующее их на достижение общей цели.
  8. Не бойтесь указывать на ошибки и наказывать за проступки. Если ваша реакция будет адекватной происходящему, то это лишь укрепит ваш авторитет. Кроме того, это позволит не допустить дисциплинарного разложения коллектива. В то же время нужно отмечать успехи и самоотверженность в работе. Ведь слова благодарности в повседневности нам приходится слышать крайне редко.

Итак, руководящих должностей обычно добиваются те, кто наделен определенными личностными качествами, навыками и компетенциями.  Истинный руководитель, сплотив свой коллектив, стремится привести его к успеху. Это непростая задача, требующая больших сил, отдачи, массы умений и знаний. Однако наградой за самоотверженный труд становится достижение высоких, амбициозных целей.

Другие интересные материалы по теме