Как правильно выбрать нотариуса

К какому нотариусу обращаться для оформления наследства

Современное законодательство предусматривает, что все наследственные дела ведет нотариальная контора. Закон обязывает наследника, который желает вступить в права на имущество умершего, прийти к нотариусу, который находится по месту проживания наследодателя.

После чего юрист откроет дело о наследстве, в которое будет подшиваться необходимый пакет документов. Эти бумаги должны будут доказать законность претензий наследника на долю имущества, которая ему завещана.

На данный момент в столице нет проблем с выбором нотариальной конторы, и нет необходимости ездить по всему мегаполису. Начиная с 2006 года, в столице существует единая база нотариусов, поэтому требование о том, что нужен нотариус по конкретному адресу, можно опустить. При этом следует учесть, что для того, чтобы получить наследство, необходимо пройти три этапа.

Следует приготовиться к весьма ощутимым расходам. Стоимость нотариальных услуг далеко не самая низкая. Причем стоимость услуг будет складываться из нескольких частей. За оформление наследства устанавливается пошлина. Услуги специалиста также стоят денег.

Средняя цена в столице по оформлению завещания в нотариальной конторе составляет на данный момент около 100 рублей. Однако с учетом стоимости услуг юриста по наследству изготовление этой бумаги обойдется в 900 рублей. С учетом двух составляющих за завещание придется отдать 1000.

Возникает вопрос, в какую же сумму обойдется вступление в права наследования?

  • Чтобы принять завещание в закрытом конверте нотариус запросит около 1000 рублей;
  • Чтобы вскрыть этот конверт и прочитать завещание в присутствие наследников, нотариус попросит 2300;
  • Если наследственное дело потребует сделать запросы, то каждый из них обойдется в 300 рублей;
  • Плюс к этому придется оплатить госпошлину, которая составляет 0,3 % для наследников, являющихся родственниками покойному. Другим наследникам придется заплатить 0,6 %.
  • Если в наследственную массу входят пенсии и зарплаты, то нужно заплатить 100 рублей;
  • В том случае, если имеются вклады в банке, то оформление наследства обойдется в 1000 рублей;
  • Чтобы принять наследственную массу в управление, придется потратить время нотариуса. За один час нужно отдать 3600 руб.
  • Если требуется получить свидетельство о вступление в права наследования, то нужно отдать 700 руб. Нередко объектов наследства несколько, поэтому и конечная стоимость услуг будет выше.

Рассмотрим каждый этап.

На первом этапе потребуется получить документ, который подтверждает смерть наследодателя

Свидетельство о смерти – очень важный документ, который фиксирует факт смерти человека, неважно по каким причинам она наступила. Для оформления этого документа придется обратиться в ЗАГС и написать заявление на его выдачу.

Как правильно выбрать нотариуса

Однако достаточно сложно бывает определиться с тем, какой орган ЗАГСа может его выдать.

Закон предполагает решить проблему несколькими способами:

  • Можно обратиться в ЗАГС по месту последнего проживания покойного;
  • В орган, который находится там, где проживают ближайшие родственники;
  • Может выдать свидетельство ЗАГС, расположенный в том месте, где был зафиксирован факт смерти или там, где был обнаружен труп;
  • Это может быть отделение ЗАГС, которое находится там, где располагается организация, которая выдала справку о наступлении смерти иди судебный орган, который вынес решение о смерти или объявил его умершим.

Для того чтобы получить свидетельство, необходимо предоставить справку о смерти. Однако в некоторых случаях для установления факта смерти требуется обращение в суд. Например, если человек считается без вести пропавшим. В этом случае решение суда будет полностью дублировать справку о смерти.

Итак, после того, как в ЗАГС будет предоставлены необходимые документы, например, паспорт покойного и свидетельство, подтверждающее личность заявителя, а также доказан факт родственных отношений, орган ЗАГС очень быстро выдаст нужное свидетельство.

На следующем этапе требуется обратиться в нотариальную контору с заявлением либо принять наследство.

Со свидетельством о смерти из ЗАГС, а также вместе с паспортом, необходимо обратиться к нотариусу и подать заявление, в котором следует изложить свое желание принять наследство. Согласно действующему закону в России действует распределение нотариусов в зависимость от территории.

То есть, наследственное дело может быть открыто там, где проживал в последнее время покойный. Поэтому будет правильным обратиться к нотариусу, который находится в том же населенном пункте, где скончался наследодатель.

Все эти манипуляции необходимо выполнить в течение полугода. Именно этот срок устанавливает закон.

Имеются исключения из правил!

Тем не менее, бывают ситуации, когда сроки для того чтобы вступить в права наследования меняются.

Кроме того, существуют нормы, которые прописаны в законе, которые не обязывают обращаться с заявлением о вступление в права наследования. Подобное исключение из правил может быть в тех случаях, когда наследник совершает действия, которые предполагают, что лицо уже фактически вступило в наследство.

Если будущий наследник управляет имуществом, или обеспечивает его безопасности от лиц, которые пытаются присвоить его незаконным путем, вносит личные средства для оплаты квартиры, или выплачивает долговые обязательства, содержит имущество, то такое наследование относится к де-факто. Кроме того, однозначно будет иметь право на получения наследства человек, который проживает с наследодателем на одной жилплощади.

Обратите внимание!

Нередко по ряду причин наследники пропускают сроки установленные законом для принятия наследства. Для того чтобы восстановить свое право на него, следует обращаться в суд и предоставить причины, которые суд может отнести к уважительным. Образец иска о восстановлении срока для принятия наследства есть здесь.

Итак, что нужно сделать на третьем этапе. Проверить, есть ли завещание.

У наследника есть два варианта вступить в наследство:

  • Если оставлено завещание;
  • Наследование по закону.

Последний вариант возможен в том случае, если завещание отсутствует по каким-либо причинам. Например, было признано недействительным, или его отменили, некоторые лица были лишены права наследования.

Именно по этой причине и нужно выяснить, есть завещание. В том случае, если оно есть, то следует проверить, является ли оно действительным.

Со всеми этими вопросами может помочь разобраться нотариус. Поэтому очень важно выяснить этот момент вовремя. Это позволит определить реальную ситуацию, а также выяснить, какие права на наследство имеются. Кроме того, выше мы уже говорили о том, что для того чтобы принять наследство, потребуется собрать документы. Это требует времени (смотрим следующий этап).

Если по каким-либо причинам завещания не было, либо было отменено, а также в ситуации, когда имеется воля наследодателя только на некоторую часть собственности, то вступление в права наследования на нее происходит по правилам, предусмотренным законам. То есть, по принципу очередности.

Как выбрать хорошего нотариуса?

Следующий этап – сбор документов, которые потребуются, чтобы переоформить наследственное имущество

Итак, вы уже обратились к нотариусу и написали заявление, в котором выразили желание получить имущество. В таком случае, юрист составляет перечень бумаг, которые потребуются для соблюдения всех формальностей.

Список бумаг может отличаться в зависимости от того, на каком основание происходит наследование. Не менее важным является и вид имущества, который наследуется.

Стоит обратить внимание! Некоторые виды документов могут потребовать значительного времени на изготовление. С учетом количества справок, процесс может оказаться длительным. В противном случае можно пропустить срок в 6 месяцев.

Разумеется, начинать процедуру переоформления наследственного имущества в момент, когда срок его принятия истекает не совсем правильное решение. Кроме того, бывают ситуации, когда затягивание сроков не выгодно наследнику (если имущество будет продаваться). Исходя из этого, лучше заблаговременно подготовить необходимые документы.

Этап 5

Как происходит оценка имущества?

Нотариальная пошлина, которую придется выплачивать при получение документа о вступление в наследство, будет зависеть от стоимости собственности. Поэтому потребуются услуги по ее оценке.

К кому обратиться?

Сегодня подобные услуги предоставляют независимые эксперты и компании, специализирующиеся на оценке, кроме того можно обратиться:

  • Организации, занимающиеся учетом недвижимости, если требуется оценить квартиру или другую недвижимость;
  • Если требуется оценка земли, то обращаются в кадастровые государственные органы;
  • Для оценки автомобиля потребуется помощь судебно-экспертного государственного учреждения, который относится к юстиции.

Есть нюанс! Оценка производится не на дату обращения гражданина, а на дату смерти лица, оставившего наследство!

Какие действия нужно сделать после того, как прошло полгода?

Шаг №6 – требуется передать собранные документы в нотариальную контору.

Чтобы вступить в права наследования потребуется передать собранный пакет документов в нотариальную контору, которая занимается данным наследственным делом.

К пакету документов относятся:

  • Копии свидетельства о смерти;
  • Свидетельства, подтверждающие родственные отношения с покойным.

Если данные документы уже были представлены ранее, то повторно их представлять не нужно.

В том случае, если по ряду причин у наследника нет возможности лично заниматься сбором документов и выполнять формальности, то существует возможность обращения к другому лицу, которое будет вести дела по доверенности, и которому будут выданы документы о вступление в наследство.

В шаге № 7 требуется оплатить государственную пошлину.

Перед тем, как начинать процедуру сбора документов, необходимых для вступление в наследование, требуется внести необходимую сумму государственной пошлины, которая состоит из двух частей:

  • Для родственников покойного она будет составлять 0,3%, а для других наследников 0,6%;
  • Оплатить услуги нотариуса, в том числе консультация и за выполнение технической работы (в зависимости от того, какое наследство).

Внимание!

Налоговый кодекс РФ определяет группу граждан, которые могут не оплачивать государственную пошлину, либо оплатить в 50% размере.

Профессиональные нотариальные услуги

В наш век сложных межличностных и деловых отношений просто невозможно обойтись без услуг нотариуса. Он оформляет и заверяет различные бумаги юридического характера и принимает участие в заключении сделок.

Обращение за нотариальными услугами помогает гражданам восстановить или защитить свои права. Справки и документы, заверенные нотариусом, приобретают больший вес, и оспорить их в судебном порядке практически невозможно.

Профессиональный нотариус способен быстро решить проблему, озвученную его клиентом и оформить необходимые бумаги в соответствии с существующими нормативными требованиями. Кроме того, он консультирует своих клиентов, объясняя им последствия действий, предпринимаемых ими. Документы, составленные профессиональным нотариусом, будут без проблем приняты к исполнению.

Однако все сказанное выше имеет отношение к ответственному и надежному юристу, имеющему высокую квалификацию. К сожалению, не все нотариусы, занимающиеся практикой, соответствуют этим требованиям. Использование их услуг может иметь всякие негативные последствия. Их можно легко избежать, если выбору нотариуса посвятить некоторое время.

В решении данного вопроса существенную помощь могут оказать знакомые, которые пользовались нотариальными услугами. Если таковых не окажется, придется действовать самостоятельно и изучить отзывы, оставленные клиентами нотариусов.

Посещение офиса, принадлежащего данному специалисту, также может многое рассказать о степени его квалификации. Хорошо отремонтированные помещения, наличие сотрудников, отдельный кабинет нотариуса свидетельствуют о наличии большого количества клиентов и, как следствие – о высоком качестве услуг. Адреса нотариусов можно узнать в интернете.

На стене в помещении для посетителей должна быть повешена лицензия, разрешающая нотариальную деятельность. При отсутствии данного документа следует попросить его показать. Полученный отказ станет сигналом для поиска другого нотариуса.

Квалифицированный нотариус не будет спешить с оформлением документов. Он внимательно выслушает посетителя и вникнет в суть проблемы. После чего он предложит варианты ее разрешения.

Хороший нотариус должен совершать все сделки предусмотренные законодательством. Если специалист сделал отказ, то его можно обжаловать в суде.

К какому нотариусу обращаться для оформления наследства

В современном мире случается очень много ситуаций, когда необходимо срочно заверить документ, проверить подлинность завещания и т.д. Именно для этого нужен хороший специалист, отлично разбирающийся в этих вопросах. Потому что периодически у любого человека возникает необходимость совершить действия, что нуждаются в нотариальном оформлении. Чтобы уменьшить риск совершаемой сделки, нужно обращаться к квалифицированному специалисту. Если имеется наследство, оформление выполняет нотариус.

Обе категории нотариусов при совершении сделки обладают равнозначной ответственностью и правами. Это значит, что документы, оформленные в частного или государственного нотариуса обладают одинаковой силой.

Отличия имеются только в том, что частный нотариус выполнит сделку быстрее и качественнее, чем это сделает государственный сотрудник.

Проверка документов – первый этап

Если возникают сомнения относительно того, профессионал перед вами или нет, то обязательно нужно посмотреть лицензию, которая позволяет осуществлять деятельность нотариуса. Такой специалист обязательно должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы. Дополнительно нужно сдать квалификационный экзамен и получить лицензию, что даст возможность осуществлять деятельность нотариуса. Помимо этого данный специалист обязан быть членом нотариальной палаты. Также стоит помнить, что услуги нотариуса не могут стоить дешево.

В процессе сотрудничества обязательно стоит обратить внимание на то, как нотариус оформляет документы. Абсолютно все сделки должны быть оформлены с использованием специальной бумаги, содержащей голограмму и другие элементы защиты. На выданном документе должны присутствовать ФИО нотариуса и его подпись.

Рабочее место нотариуса

Обязательно стоит обратить внимание на месторасположения офиса и его презентабельность. Многие нотариальные конторы расположены в центре города, так как здесь хороший поток людей и большая ежедневная проходимость. График работы нотариуса можно узнать у его секретаря.

Общие характеристики солидной нотариальной конторы:

  • Качественный и современный ремонт;
  • Присутствуют атрибуты фирменного стиля – вывеска, информационные стенды;
  • Имеется вся необходимая мебель и оргтехника.

Однако стоит быть осторожным, если офис нотариуса расположен на окраине города, так как это может быть «липовый специалист».

Другие интересные материалы по теме