Зачем нужна должностная инструкция

Зарплата – по должностной инструкции

Должностная инструкция полезна, прежде всего, самому сотруднику. Она защищает его права и интересы, чётко объясняет, какие обязанности он должен выполнять в рабочее время, каким требованиям соответствовать. Кроме того, в должностной инструкции прописаны критерии, по которым работника могут принять на должность, повысить, зачислить в кадровый резерв, отправить на курсы повышения квалификации и даже уволить.

Ещё один важный плюс заключается в том, что при наличии должностной инструкции работник получает зарплату только за те обязанности, которые в ней прописаны. Всё остальное ответственный руководитель оплачивает дополнительно. Именно поэтому многие работодатели совершают ошибку, поручая исполнителям самим составлять собственную должностную инструкцию.

Если соискатель ознакомился с должностной инструкцией уже на этапе собеседования, то сможет принять более взвешенное решение, – отмечает Нурия Архипова. Это сэкономит время и ему самому, и компании. А HR-специалист эффективнее использует собеседование. Должностная инструкция задаёт изначальный «правильный ритм» для каждого вновь пришедшего сотрудника.

Она существенно облегчает период адаптации. Работник должен чётко понимать свои обязанности и место в компании. Особенно это важно на крупных предприятиях, где реже встречается индивидуальный подход к каждому сотруднику. Во многом сама компания определяет последующее отношение к ней со стороны сотрудников. В том числе и уровень лояльности персонала.

Без должностной инструкции не уволить

Бывают случаи, когда распределение обязанностей в компании весьма условное, и руководитель до конца не понимает, чем же занят каждый из его подчинённых. Тем более он не осознаёт, что нужно делать, чтобы добиться желаемого результата работы.

Работник, владеющий уникальным знанием и способами решения проблем на своем рабочем месте, получает дополнительные рычаги давления на работодателя, – считает Юрий Пахомов. Почему? Потому что любой работодатель побаивается уволить ключевого специалиста, если плохо представляет себе, чем тот занимается и каким образом будет искать ему замену. Будет крайне сложно сформулировать задачу HR-службе или рекрутинговому агентству.

Уволить сотрудника за неисполнение должностных обязанностей почти невозможно, если эти обязанности нигде не прописаны. Существует судебная практика восстановления в должности в случаях, если у работодателя не было критерия оценки выполнения или невыполнения основной работы. Например, менеджер по продажам совершает два звонка в день вместо двадцати и из месяца в месяц не выполняет план продаж.

…и не отказать в найме

Соискатель может потребовать письменное объяснение, почему его не приняли на работу. И причиной для отказа не может служить, например, увольнение по статье или должностное преступление на предыдущем месте работы, грубое обращение с коллегами и другое нарушение трудовой дисциплины. Но если эти требования прописаны в должностной инструкции, у компании развязаны руки.

Коллектив без конфликтов 

Если для каждой должности есть чётко прописанные инструкции, то компания сразу избавится от множества конфликтов, например, с распределением обязанностей, определением стоимости рабочей силы, начислением премий, материальной ответственностью, присвоением квалификационного разряда и многими другими вопросами.

Юрий Пахомов

партнер, Консалтинг-центр «ШАГ»

Без инструкций руководителям крайне трудно оценивать, хорошо ли человек справляется со своей работой. Всегда будут получаться размазанные, общие и сильно субъективные оценки «на глазок». Не будет ясности и возможности договориться, за что премировать человека, за что наказывать, в каких случаях увольнять? В таких ситуациях обычно либо практикуется уравниловка в оплате труда, либо возникает масса недовольств и конфликтов, влекущая за собой высокую текучесть кадров

Без инструкций в коллективе, если только в нем не царят любовь и гармония, постоянно будут возникать трения по поводу «разделения труда» и сбои в работе. Какие-то задачи будут дублироваться, какие-то – «провисать» на стыках между подразделениями и между сотрудниками. Резко возрастёт количество времени, которое руководителю придётся потратить на разруливание нестыковок и разногласий в ручном режиме.

Упрощается адаптация

Даже очень опытный и высококвалифицированный работник, приходя в новую компанию, впадает в ступор. Поначалу непонятно, чего от него ждут, как выстраивать отношения с коллегами, с руководителем, с другими подразделениями. 

Без инструкции сложно объяснить новому сотруднику, что конкретно и как он должен делать, с кем и как взаимодействовать, – поясняет Юрий Пахомов. – С первого рабочего дня сотрудника до его «ввода в эксплуатацию» компания будет иметь дело с низким КПД новичка, исправлять его профессиональные ошибки и терять рабочее время всех, кто будет вводить новичка в курс дела.

Почему же инструкции так не любят?

Ответ прост: потому что никто их не понимает и тем более не знает, как исполнить. Например, в должностной инструкции нередко встречаются формулировки в духе «обязан прилагать максимум усилий…», «работать на благо компании…», «способствовать развитию компании…». Но эти общие слова не помогут руководителю принять решение о повышении или увольнении, если перед ним встанет такая задача.

Как составить должностную инструкцию

Прежде чем отдавать документ на подпись сотруднику, перечитайте его ещё раз и оцените, не придётся ли вам нагружать сотрудника работой сверх того, что прописано в инструкции? Можно ли уволить за нарушение одного из пунктов нормативного акта? Нет ли где-то фраз или предложений, которые трактуются двояко? Если таковые есть, будьте уверены – суд почти наверняка будет на стороне работника. Поэтому избавьтесь от лишнего.

Посмотрите на своё творение глазами подчинённого. Сможете ли вы составить план работы на день, руководствуясь должностной инструкцией? А на неделю, месяц, год? Понятно ли работнику, что он должен делать, за что ему дадут премию и за что – повысят? 

Требования к оформлению должностной инструкции в законе не прописаны. Но обычно в неё включают несколько обязательных частей: наименование должности и подразделения, должностные обязанности, права сотрудника и его непосредственного руководителя, требования к соискателю. За основу обычно берут Единый тарифно-квалифицированный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КСД).

Зачем нужна должностная инструкция

Конечно, далеко не все должности прописаны в справочниках, да и специфика работы компании может отличаться. Поэтому при составлении должностной инструкции работник кадрового отдела, непосредственный руководитель, директор и даже сам сотрудник редактируют этот документ так, чтобы он был максимально правдив и приближен к реальности.

Всё, что работник делает в обычный рабочий день, в идеале должно быть отражено в должностной инструкции. Не стоит забывать и про нештатные ситуации. Человек должен чётко понимать, что с ним будет происходить в конфликтные моменты, например, когда свои обязанности он не выполняет или перестаёт соответствовать требованиям.

Важно, что самого сотрудника, профсоюзы и прочие представительные органы к работе над должностной инструкцией можно и не приглашать. Более того, с ними её можно даже не согласовывать. Но работодатель должен вместе с сотрудником подписать получившийся документ. Поэтому, если требований и обязанностей в инструкции будет чересчур много, сотрудник может просто отказаться её подписывать и уволиться.

Другие интересные материалы по теме