Что за новый коммунальный платеж появится в России в 2016 году

Твердые коммунальные отходы  – что это?

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».

Закон вводит понятие «твердые коммунальные отходы». Это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в результате их использования. К ТКО относятся также отходы, образующиеся в результате деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Новый закон предусматривает создание единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. Данная система создается для контроля над выполнением утилизации. Она будет содержать информацию об отходах от использования товаров, об оборудовании для их утилизации и прочие сведения.

Порядок создания системы и правила ее эксплуатации установит Правительство РФ. Размещать информацию на ресурсе должны будут органы государственной власти субъектов РФ.

С 1 января 2016 года появится еще одна коммунальная услуга – услуга по обращению с ТКО. Одновременно с этим, строка о сборе и вывозе твердых бытовых отходов должна быть исключена из платежки.

В связи с введением новой коммунальной услуги будет изменен и порядок расчета размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов. В настоящее время плата за данную услугу определяется в расчете за 1 кв.м. общей площади занимаемой жильцом в МКД. 

С первого января 2016 года сбор и транспортировка твердых бытовых отходов (ТБО) перестанет относиться к жилищным услугам, перейдя в разряд коммунальных. Соответственно, существенно изменится начисление за ее предоставление и порядок оплаты. С чем связаны эти перемены, расскажет Александр Мыльников, руководитель обособленного подразделения СРО НП «ЖКХ-Групп».

— Все грядущие изменения связаны с принятием 29 декабря 2014 года федерального закона №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».

В документе отражены кардинально новые принципы организации работы по обращению, хранению, утилизации и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Основные положения федерального закона вступают в силу в начале следующего года, однако существует ряд нововведений, которые уже реализуются. Так, с 01 января 2015 года в «мусорном вопросе» вводятся новые понятия.

— Александр Александрович, выходит, привычная нам аббревиатура «ТБО» уходит в прошлое?

— Все верно, понятие «твердые бытовые отходы» в скором времени заменится «твердыми коммунальными отходами» — отходами, образующимися в жилых и нежилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами, а также товарами, которые утратили свои потребительские свойства в процессе потребления их физическими или юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

— То есть платить собственник помещений в МКД и, скажем, владелец магазинчика в этом же доме будут платить одинаково?

— Не совсем. В законе оговаривается, что нормативы накопления ТКО (среднее количество ТКО, образующееся в единицу времени) могут устанавливаться дифференцированно для различных категорий потребителей данной услуги и отдельно для каждого из субъектов Российской Федерации. Норматив накопления ТКО может утверждаться как субъектом РФ (в нашем случае правительством Камчатского края), так и муниципалитетом, если таковые полномочия ему будут переданы самим субъектом РФ.

Это же касается и определения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: они могут находиться как в компетенции правительства Камчатского края, так и органов местного самоуправления. А вот сами определение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, расчета нормативов и случаев их применения находятся исключительно в компетенции Правительства РФ.

— Что еще нас ждет с вступлением в силу обновленного закона «Об отходах…»?

— В этой отрасли появятся свои операторы по обращению с ТКО, и, самое главное, региональный оператор по обращению с ТКО. А как следствие этих изменений — коммунальная услуга по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов будет прописываться отдельной строкой в квитанции за жилищно-коммунальные услуги.

Это услуга станет реализовываться через регионального оператора. То есть с 01 января 2016 годауправляющая организация, ТСЖ, ЖСК, получая от населения плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО. Для этого именно обслуживающие организации (УО, ТСЖ, ЖСК) заключают с регоператором соответствующий договор согласно требованиям, установленным Правительством РФ.

— Александр Александрович, а если регоператор не захочет заключать договор с той или иной обслуживающей организацией, что делать?

— В федеральном законе четко указано: региональный оператор по обращению с ТКО не имеет права отказать собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, так как с его стороны данный договор – публичный. В рамках соглашения региональный оператор по обращению с ТКО обязуется принимать отходы в объеме и в местах, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законом РФ.

Со своей стороны собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора согласно утвержденному единому тарифу на услугу регоператора. Обратите внимание, при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку и утилизацию твердых коммунальных отходов.

— Сегодня вовсю идет кампания по лицензированию управляющих организаций. Предполагается ли нечто подобное в отрасли по обращению с ТКО?

— Лицензирование компаний, специализирующихся на сборе и транспортировке ТКО, уже действует. Но с 1 июля 2015 года несколько меняется порядок получения лицензии такими организациями. Например, те предприятия, которые занимаются обезвреживанием и размещением отходов I-IV классов опасности, обязаны переоформить имеющуюся сегодня лицензию до указанной даты.

— Принятый документ вызывает больше вопросов, нежели дает четкие ответы, как будут выстраиваться отношения собственников ТКО с тем же региональным оператором по обращению с ТКО…

— Именно поэтому, для реализации обновленного федерального закона «Об отходах производства и потребления» как на федеральном, так и региональном уровнях должен быть утвержден ряд нормативно-правовых актов, которые призваны конкретизировать отдельные положения закона. Нам остается только ждать. 

Большая часть Стратегии посвящена сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, ведь Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», заложившие основу новой системы государственного регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Основная часть положений этого закона в части обращения с ТКО вступит в силу с 1 января 2016 года. В течение 2015 года федеральными органами исполнительной власти должны были быть  подготовлены нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию федерального закона, среди которых

  • Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО);
  • Требования к составу и содержанию территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
  • Правила обращения с ТКО;
  • Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов;
  • Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • Правила регулирования тарифов в области обращения с ТКО;
  • Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

С 2016 года субъектами Российской Федерации будут утверждаться схемы обращения с отходами и региональные программы в области обращения с отходами, по установленным Правительством Российской Федерации критериям будут определены региональные операторы, организующие работу по сбору, обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов.

С 1 января 2016 года обращение с твердыми коммунальными отходами будет отнесено к коммунальным услугам и исключено из состава жилищных услуг. Также с 2016 года будет осуществляться лицензирование организаций, осуществляющих обращение с отходами I-IV класса опасности. 

Федеральным законом дается определение твердых коммунальных отходов (ТКО). Это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Другие интересные материалы по теме